Житель Петропавловска сам соорудил себе протезы и инвалидную коляску-хэндбайк

Рустам Шариев усовершенствовал свое основное средство передвижения – инвалидную коляску, сделав из нее велосипед, педали которого нужно крутить вручную. Благодаря своему хэндбайку инвалид первой группы преодолевает большие расстояния без посторонней помощи

В Петропавловске инвалид первой группы, чтобы не сидеть в четырех стенах, сам соорудил себе удобные протезы и усовершенствованную инвалидную коляску – хэндбайк, передает корреспондент Sputnik Казахстан.

Помоги себе сам

Рустаму Шариеву 41 год. Второй год он живет в Петропавловске, а до этого жил в Мамлютском районе Северо-Казахстанской области.

Несколько лет назад Рустам лишился обеих ног и пальцев рук из-за несчастного случая. В 2017 году получил инвалидность первой группы. Мужчина признается, что сразу решил, что не будет отчаиваться, а будет жить полноценной, активной жизнью.

«Поначалу было тяжело. А потом стал учиться жить без ног. Как дядька мой мне сказал: если захочешь встать на ноги – встанешь», — вспоминает мужчина.

И Рустам захотел – и встал. Сегодня он вполне самостоятельный человек. Несмотря на то, что по дому он передвигается на коленях, сам и готовит, и убирает. А для того, чтобы не сидеть в четырех стенах и выходить на улицу, самому ходить в магазины, а иногда и на культурные мероприятия, Рустам сам смастерил себе протезы.

«Отрезал обыкновенный шланг, вставил в резиновые сапоги, надел на ноги, веревочкой привязал – и сразу же пошел как собственными ногами», – рассказывает Рустам.

Он объясняет, что прежде чем получить протезы от государства, надо пройти медкомиссию. Это процесс длительный, поэтому он решил времени зря не терять. Сейчас Рустам признается, что так привык к своему нехитрому изобретению, что даже сомневается, будут ли заводские протезы удобнее.

Благодаря протезам, он спускается во двор с третьего этажа и поднимается в квартиру тоже пешком по лестнице. На своих «ногах» он заходит в магазины и другие объекты.

А по улице Рустам передвигается на коляске, но не обычной инвалидной, а усовершенствованной. Из инвалидной коляски он сделал хэндбайк и теперь может без проблем ездить даже на дальние расстояния.

«Изобрел» велосипед

Об этом транспорте Рустам Шариев случайно узнал из YouTubе. Хэндбайк (от англ. hand (рука) + bike (велосипед)) – это разновидность велосипеда, который приводится в движение не ногами, как мы привыкли, а с помощью рук.

В Казахстане нет производства подобного вида транспорта, а вот за рубежом такие велосипеды выпускаются многими производителями и рассчитаны для людей с разными физическими особенностями. Причем в интернет-магазинах встречаются как готовые модели хэндбайков, так и отдельные велоприставки, которые можно присоединить к имеющейся инвалидной коляске. Но цены на те и другие «кусаются» и могут доходить до нескольких миллионов тенге.

А Рустам Шариев решил сделать удобный транспорт сам. Инженерного образования у мужчины нет, но принцип работы хэндбайка он подробно изучил, сделал чертеж, что-то усовершенствовал, подумал, какие детали под что можно приспособить, и приступил к делу. А реализовать идею помог земляк из Мамлютки Вакиль Тажбулатов.

«Я купил по объявлению подержанный детский двухколесный велосипед. Попросил знакомого помочь мне – разрезать и приварить к сидению коляски часть рамы. Заднее колесо с цепью мы установили в качестве переднего на коляску. А педали приспособили так, чтобы их можно было крутить руками. Коляска – самая обычная, которую мне государство выдало», – демонстрирует Рустам.

На ручном велосипеде Рустам Шариев ездит уже второй год. Говорит, передвигаться на нем намного удобнее, чем в инвалидном кресле.

«На коляске надо крутить колеса руками – это тяжело, 10 метров проехал – и руки устали. Отдохнул — дальше едешь. Это долгая история. Когда сделал хэндбайк и первый раз выехал на нем, сразу почувствовал разницу. Как удобно ездить стало! В хэндбайке хоть и крутишь педали тоже руками, нагрузка распределена на весь корпус, руки устают меньше. Поэтому можно ездить даже на дальние расстояния – 40-60 км. Я езжу в самые отдаленные микрорайоны города — и в Жас Оркен, и в Солнечный, даже на трассу иногда выезжаю. Не нарадуюсь на свой транспорт — и расстояния больше, и маневренность лучше, и скорость выше», – говорит Рустам.

Кроме того, что хэндбайк повышает мобильность, ручной велосипед служит альтернативой занятиям в тренажерном зале, поскольку дает нагрузку на верхний плечевой пояс, спину и пресс. Кстати, езда на хэндбайке копирует принцип занятий на одном из аппаратов, которые можно встретить в реабилитационных центрах.

Для Рустама езда на ручном велосипеде – это еще и тренировки перед соревнованиями. Недавно он участвовал в спартакиаде среди людей с инвалидностью.

«Принимал участие в гонках на коляске. Соревновался на обычной коляске, а тренировался на хэндбайке. Тренируюсь сам – за несколько месяцев до соревнований стал увеличивать расстояния на хэндбайке. С подъезда выкатываю – и поехал. Чем больше расстояния делаешь, тем больше силы накапливаешь – в итоге выше скорость. Руки натренировал так, что, когда на обычную коляску сел, сам удивился, какой разгон получился хороший. В следующем году обязательно буду участвовать еще. Мне нравится спортом заниматься», – отметил мужчина.

Нет предела совершенству

К слову, у Рустама Шариева есть задумка модернизировать свой хэндбайк.

«Если на него поставить еще мотор от триммера или сенокосилки, то вообще красота будет! Сел в коляску, завел и поехал, как на машине. Потом выключил мотор, и снова можно педали покрутить. Если все нормально будет, в следующем году себе такой хэндбайк сделаю», – говорит Рустам.

Но, к сожалению, есть у такого транспорта и минусы – зимой ездить на хэндбайке не получается – скользко. Поэтому в зимнее время года Рустам пересаживается на обычную коляску. Но горожане, которые о необычном велосипеде Рустама узнали из соцсетей, предлагают интересное решение проблемы – советуют поставить транспорт на лыжи.

Так что, как говорится, нет предела совершенству. Из хэндбайка можно сделать даже «кабриолет», оснастив его откидной крышей, чтобы в случае плохой погоды можно было укрыться от дождя и ветра.

Словом, были бы фантазия, желание и возможности, делать хэндбайки можно на любой вкус и цвет, а точнее — с учетом потребностей каждого заказчика, тем более что спрос есть.

Мечта-идея

Рустам мечтает открыть цех по производству велосипедов для людей с ограниченными физическими возможностями на заказ. Но для этого ему как минимум нужен сварочный аппарат и место для работы.

«У меня нет ни мастерской, ни элементарного оборудования. Если бы государство выделило грант на приобретение необходимых инструментов: сварка, болгарка, шуруповерты, я бы мог делать такие велосипеды на заказ за цену, доступную для людей с инвалидностью. У меня есть товарищ со специальным образованием, с которым мы могли бы работать вместе, – говорит Рустам. – Бывает, целыми днями дома сижу. А будь у меня цех, я мог бы и зарабатывать, и приносить пользу людям».

По словам Рустама Шариева, спрос на такие велосипеды среди североказахстанцев есть.

«Когда я езжу по городу, люди с инвалидностью или их близкие подходят, расспрашивают, как можно сделать такой транспорт самому. Я объясняю, как и что устроено, рассказываю о плюсах хэндбайка. При желании и наличии возможностей каждый может смастерить хэндбайк. Но, к сожалению, возможности есть не у всех», – отмечает Рустам Шариев.

Кстати, на днях Рустам подал заявку на участие в конкурсе стартапов, где у него есть все шансы выиграть средства на реализацию своей идеи по открытию цеха.